воскресенье, 18 августа 2013 г.

Сапоги сапожника – взгляд с другой стороны (О разработке продающего интернет-магазина)

Кажется, я уже 300 лет ничего не писала в блог. Не писала, потому что последние 2 месяца была очень и очень занята. У меня было несколько интересных и масштабных проектов, некоторые из них еще не закончены, но я у меня появилось время, и я хочу поделиться. Благо – того, чем делиться – накопилось.

Я, как всегда, начну издалека и с предыстории: мне скоро 28, и я стала задумываться о старости. Разработка web-сайтов, своя команда разработчиков – это все очень и очень хорошо. Я довольна своей командой, довольна своими заказчиками, довольна своей прибылью и зарплатой, которую сама же себе и плачу, НО это все есть только пока я сама лично впахиваю, и если я устану, заболею, впаду в творческий кризис – все это разрушится, если не в одну секунду, то в течение года – точно. Поэтому,  заработав некоторый излишек денег и найдя соучредителя, я решила заняться параллельно и другим бизнесом – торговлей. Торговлей через интернет-магазин.  Почему? Наверное, мне очень понравились эти сапоги моего производства на чужих ногах, и я захотела сшить себе такие же.

Продажей какого товара я теперь занимаюсь – я расскажу в конце статьи (а то вступление и так затянуто) а сейчас я хочу рассказать о том, как перевернулось мое сознание и мой взгляд на разработку интернет-магазинов вообще и интернет-магазинов на 1С Битрикс – в частности.
Вопрос с выбором движка, естественно, даже не стоял.  Я сообщила советчикам, советовавшим мне взять бесплатный движок, что скупой платит дважды, и купила для своего магазинчика 1С Битрикс Бизнес (со временем у меня будет соц. сеть для покупателей). 
Приступая к разработке магазина, я думала: «мои клиенты ничего не понимают в интернет-магазинах, парятся фигней, изобретают велосипеды, страдают перфекционизмом – затягивают запуск проектов. В то время, когда можно просто взять готовое стандартное решение магазина от 1С Битрикс, натянуть на него красивый оригинальный дизайн, наполнить товаром – и все: ловись рыбка – большая и маленькая». На деле же, когда заказчиком магазина оказалась я сама, "фигней" пришлось пострадать и мне.

Я показала дизайнеру, с которым я работаю (Галине Сканцевой), демку магазина Битрикс, объяснила, что функционал будет вот точно таким же, рассказала, какой стиль я хочу видеть в дизайне. А надо сказать, Галина очень точно умеет воспроизвести любой стиль. И стиль «кич 90х годов», в котором я видела дизайн сайта, она воспроизвела с изумительной точностью. 
То, что мы сразу решили рисовать шкурку для Битрикс – было хорошим ходом, и это, действительно, сильно ускорило разработку (наверное, поэтому я уже и запустилась, и уже продаю). Но подводных камней после этого было еще миллион, и таки полноценный магазин на Битрикс – не развернешь за 4 часа.

С какими же сложностями я столкнулась и какие открытия для себя совершила? 

1) Расчет стоимости доставки. Клиенты, для которых я делала интернет-магазины ранее – все, как один, - из Москвы. Их основной способ доставки – курьером, а основной способ оплаты – наличными курьеру. Все остальные способы доставки и оплаты считались второстепенными, о региональных покупателях заботились только самые крупные из моих заказчиков, да и то – не в полной мере, как я теперь понимаю. Я же живу не в default-city, но продавать свой товар была намерена по всей России. Благо он востребован, известен и скудно представлен в регионах. 

Естественно, я была в курсе, что в своем стандарте Битрикс рассчитывает доставку только из Москвы в другие города. Я поставила себе модуль eDost из маркетплейса, настроила расчет доставки из Армавира и считала, что проблема решена. Каково же было мое удивление, когда в один из первых дней работы магазина, я обнаружила у себя в почте письмо: «Юлия, пожалуйста, посчитайте, сколько будет стоить для нас доставка заказа в город Зареченск Пензенской области». Я ответила, что сейчас посчитаю, а сама думаю: «Вот ведь пользователи – как они умудряются так делать, что у них не срабатывает встроенный в заказ механизм расчета?» Захожу на сайт, пробую оформлять заказ в Зареченск. В местоположениях он у меня есть – подсказка вываливается. Но сервис eDost не знает такого города (а ведь это город, а не село, но кому же интересна жизнь в Замкадье?). В итоге я рассчитала покупателю стоимость доставки вручную, отредактировала их заказ и вручную же отписала им письмо. А в форме оформления заказа добавила пункт «Почта России» 400р «Если автоматический расчет доставки не рассчитал сумму, выберете этот пункт» 

2) Оплата заказа. Я долго выбирала систему приема платежей, и остановила свой выбор на Робокассе, ее и подключила. Хотя сейчас подумываю сменить ее на ДеньгиОнлайн. Но не суть. Обе системы – удобные сами по себе, вот только многие пользователи не знают, что такое Робокасса – для них это пустой звук. Люди хотят видеть в форме оформления заказа знакомые слова: WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI, Mastercard, VISA. Допилкой формы оформления заказа с тем, чтобы пользователь мог выбирать из знакомых слов я только еще собираюсь заняться – пока же отвечаю на письма пользователей и рассказываю, что Робокасса – это система, через которую можно оплатить заказ любым из вышеперечисленных способов.

3) Форма обратной связи. Стоило мне написать рядом с формой обратной связи свое имя, как сообщений стало сыпаться на порядок больше. Люди хотят обращаться к живому человеку, а не писать в пустоту. Реально, я и не думала даже. Советую всем владельцам и менеджерам магазина подписывать в контактах имя менеджера, который по этим контактам доступен.


4) Яндекс.Директ. Это не относится к разработке, но я и о нем хочу рассказать. Сразу после запуска магазина, я решила рекламировать его через Яндекс.Директ. До этого я никогда никому не организовывала рекламные компании в Директе, но решила не нанимать Директолога, а разобраться самой – так как, кроме меня никто туда душу не вложит.  И вот я сидела дня три и кидала деньги в эту топку, эксперементируя с разными вариантами настроек и текстов объявлений. Я выкинула в мусор за 3 дня, наверное, долларов 200, но мне таки удалось добиться показа именно на тех рекламных площадках, на которых я хотела крутиться, и конверсия не заставила себя ждать. Тфу-тфу-тфу, чтоб не сглазить.

Что именно я делала? Я поняла, что крутить объявление над выдачей яндекса – мне не по карману на первых порах – деньги улетают мгновенно – кликов и заходов масса – конверсии 0. Опять же 80% кликов делали Москвичи. Но у них в городе есть мой товар  и без меня, а конкурировать сроком доставки с московскими магазинами – я не могу. И первым делом я сняла галочку, чтобы объявления крутились во всех регионах кроме Москвы и Московской области. Затем я нашла среди рекламных площадок закрытый форум, где тусуются любители моего товара (там уже 6 лет не регистрируют новых пользователей вообще – перенаселенность, хотела вступить в это сообщество, но мне отказали – придется делать свое) Я посмотрела, какие из моих объявлений попали туда (по каким узким ключам) и выставила им максимальную ставку на клик, и теперь мои объявления там крутятся самыми первыми. (По крайней мере, в тех разделах, что доступны на чтение без регистрации) У заходов от туда – конверсия до 50%. Это улет. Заинтригованы, что за товар? Нет, это не то, о чем вы подумали.

5) То, что деньги в Директе улетают, пусть и давая мне неплохую конверсию, меня угнетало. Я решила, что  мне нужно собирать с моих случайных посетителей емайлы. Но как? Стандартная форма подписки Битрикс? Я подумала, что она слишком сложна для моей target group. Я написала свой компонент, который выводит на главной странице сайта всплывающее окошко, предлагающее получить секретный код на скидку прямо на email.  Если пользователь закрыл окно – я показываю ему его снова через сутки. Если подписался – больше не показываю (Печеньки ставлю). Сделала, чтобы пользователь просто вводил емайл, нажимал на кнопку и все – никаких настроек и подтверждений. У них будет возможность отписаться, когда я буду долбать их mailchimp-ом. Офигенно много людей оставили свой емайл в обмен на 7% секретный многоразовый купон (о котором нельзя никому рассказывать – он же секретный). Секретность дала свои плоды. Заказы с секретным кодом оформляли не только те люди, которым я этот код рассылала. Письма с кодом я рассылаю в конце каждого дня всем подписавшимся за день через уже упомянутый mailchimp. 

6) Чего еще мне не хватило в стандарте Битрикс? Не хватило компонента для создания Landing pages. В одной из ранее написанных статей, я писала о своем опыте создания лендингов на стандартных компонентах новостей. Но то же для клиента, а для себя мне тот вариант показался бедненьким. Написала полноценный комплексный компонент – гибрид новостей, обсуждения и каталога. Пока не прикрутила к магазину – допиливаю.

7) Импорт товаров. Интеграция 1С Предприятия и 1С Битрикс проработана в стандарте достаточно здорово (да и нестандартных решений у моей команды хватает). Да вот только я не веду учет товаров в 1С – зачем? Да и база товаров, хоть в 1С, хоть на сайте – должна от куда-то появиться. Про то, как я писала импорт в Битрикс из YML – я уже писала. Для моего проекта этот загрузчик мне пригодился. Но потом я поняла, что это мелковато. Разработали командными усилиями парсер, который периодически обходит сайт моего поставщика, и тянет инфу непосредственно от туда. Сам добавляет новые товары, сам меняет цены на уже добавленные, сам скрывает те, которых нет в наличии.

Что в Битриксе меня особенно порадовало? То, что все возникшие проблемы оказались, в принципе, решаемы. Конечно, магазин мне еще допиливать и допиливать, но от возникновения идеи до отгрузки первого заказа, оформленного через интернет-магазин, прошло не более месяца. И я покажу свой магазинчик в том виде, в котором я его запустила. 

Встречайте: http://barbie-world.net/

Да, я торгую куклами. Куклами Barbie Mattel. Почему куклами, спросите вы? Открою вам страшную тайну. Я коллекционирую Барби. У меня не было куклы Барби в детстве. Настоящие Барби в то время стоили больше, чем зарабатывали в месяц мои родители. У меня была только китайская подделка. Когда мне было лет 12, я поклялась себе, что когда я выросту и начну хорошо зарабатывать, я куплю себе сама всех тех кукол, которых мне не купили в детстве. Сейчас я обладательница достаточно редкой коллекции кукол конца 80х – начала 90х – я скупала их у других коллекционеров.  

Удовлетворив свой аппетит куклами из моего детства, я решила, что можно начать покупать и современных кукол. Но меня ждало разочарование.  В магазинах моего города нет Barbie Mattel.  Встречаются иногда 1-2 бюджетных варианта с GG-молдом. Попробовала заказать на ozone. Заказывала Ракель и Никки Модных Штучек. Молд Ракель тогда еще был в новинку. То, что мне пришло – воняло формальдегидом. Я не могла поверить в это. Крупный магазин. Вонючие куклы. Но Barbie Mattel не могут вонять. Оригинальные Барби либо не пахнут ничем, либо слегка пахнут карамелью. Если у волос Барби карамельная отдушка, то производитель сообщает об этом – дабы куклу не купили аллергику (сейчас я уже знаю об этом). Тогда же я решила, что Барби испортились со временем, что они уже не те. Но однажды мой отчим отправился в командировку в Германию, и я попросила его, чтобы он привез мне от туда Барби Модную Штучку. Хотела проверить, будет ли вонять формальдегидом она. Как и следовало ожидать, привезенная мне из Германии кукла, отличалась от купленных мною в России, как небо от земли. 

Я поняла, что я не встречала в своем регионе  настоящей Барби, произведенной после 98 года. И тогда я подумала: «Тот, кто наладит сюда поставки оригинальных Barbie Mattel - озолотится». Я нашла проверенных поставщиков Barbie Mattel и организовала интернет-магазин. В моих планах сделать на Битрикс социальную сеть любителей Барби, аналогичную англоязычному  barbiecollector.com  Но я рада уже сейчас тому, что могу снабжать детей и взрослых настоящими Барби, чтобы они могли познать это чудо и это счастье вне зависимости от того, живут ли они в Москве или в Зареченске.

8 комментариев:

Анонимный комментирует...

Юля, отличнейший магазинчик! Я как зашла - захотелось и себе куклу купить. Из того, что Вы написали, почерпнули для себя немало полезного.

Юлия комментирует...

Спасибо, мне очень приятно это слышать.

Анонимный комментирует...

поменяйте favicon

Юлия комментирует...

Поменяю. Она меня пока не раздражает (учитывая, что в планах еще много различных работ)

Александра Плотникова комментирует...

Юлия, очень прям хочется уже взглянуть на ваш компонент для лендингов. Актуально для многих :)

Юлия комментирует...

Александра, спасибо, что напомнили мне о лендинге. Я ведь его собиралась прикрутить к миру барби и собиралась выложить в маркетплейс, а потом как всегда - не дошли руки. Но сейчас, когда мой трудовой ресур возрос - мы сделаем это.

Дмитрий комментирует...

Юлия, очень интересный и полезный пост! Узнал много ценной информации, как доработать интернет-магазин.

И возник один вопрос к Вам: Вы разработали парсер, который автоматически обновляет цены, добавляет и удаляет товары, получая информацию с сайта поставщика. А приходилось ли Вам сталкиваться с ситуацией, когда несколько поставщиков. Информация о товарах на складе и ценах у них в прайсах в xls. Как в этом случае автоматизировать процесс обновления цен и наличия товаров?

Юлия комментирует...

Да, приходилось. Решала данную проблему различными способами. В 2х словах не расскажешь. Записывайтесь ко мне на консультацию - не только расскажу, но и продемонстрирую.